Новости и публикации Центра медиации "Solis"

Досудебная претензия | Уроки переговоров

Многие относятся к досудебным претензиям, как к формальному шагу, который ни на что не влияет. Часто думают, что досудебная претензия необходима исключительно для того, чтобы представить в суд доказательство попытки урегулировать спор.

Однако, это коварное заблуждение.

Сегодня в рубрике «Уроки переговоров» обсудим, как досудебная претензия может помочь урегулировать конфликт. Изучим конкретную досудебную претензию и посмотрим, как ее можно улучшить, чтобы помочь отправителю достичь желаемого.

Однажды ко мне обратился клиент со следующей просьбой. Между ним и его заказчиком был заключен договор оказания услуг. Заказчик не выплатил часть вознаграждения моему клиенту за выполненную работу, ссылаясь на то, что была допущена просрочка в реализации проекта.

Клиент направил мне материалы дела и копию досудебной претензии, на которую Заказчик не ответил.

Претензия была краткой:

«Уважаемый Иван Иванович,

(дата) между ГУП «Заказчик» и ООО «Исполнитель» был заключен договор на разработку системы управления персоналом.

В соответствии с договором мы выполнили (некую) работу. До сих пор мы не получили задолженность в размере (нескольких) миллионов рублей».

Далее следовало несколько цитат из гражданского законодательства, требование выплатить долг и стандартная угроза о том, что в случае, если Заказчик не оплатит долг в обозначенный срок, то Исполнитель обратится в суд.

Увидев это письмо, я предложила клиенту повторно обратиться к Заказчику с досудебной претензией.

Что появилось в новом документе?

o Цели проекта,

o Ход реализации, как шли совещания, как обсуждались те или иные моменты в реализации проекта,

o Результаты и польза работы,

o Причины просрочки – смена команды на стороне Заказчика,

o Отмечена конфиденциальность проекта и последствия публичного доступа к информации в случае судебного процесса,

o Предложено урегулировать спор мирным путем, провести переговоры, обсудить все наболевшие вопросы в присутствии посредника.

Я написала письмо в подчеркнуто уважительном и дружеском стиле, не допуская обвинений в адрес Заказчика, не допуская угроз обратиться в суд, и сделала попытку найти интерес Заказчика в мирном урегулировании спора.

Всё это свойства медиации:

o Нейтральный и уважительный стиль к обеим сторонам конфликта

o Недопустимость возложения вины

o Поиск интересов, способных привести стороны к соглашению

Мы направили это письмо Заказчику. В течение недели Заказчик полностью погасил долг. Это послужило счастливым уроком переговоров для моего клиента, а мне очередным доказательством того, что досудебная претензия не должна носить формальный характер.

Дарья Ждан-Пушкина
Медиатор Центра медиации “Solis”


Иллюстрация: Сергей Лебедев, В Земском Собрании
2023-06-30 20:39 Практика