Китай – мировой центр развития медиации сегодня? Медиация гражданских, коммерческих и морских споров в Китае. Статистика, практика, методы.
Медиация (урегулирование споров путем переговоров в сотрудничестве с нейтральным посредником) была хорошо принята в китайском культурном поле. В китайской философии не приветствуются конфликты и отдается приоритет гармонизации человеческих отношений.
Именно суды и административные органы наиболее заинтересованы в развитии медиации для снижения нагрузки на своих сотрудников в обработке жалоб.
С точки зрения развития экономических отношений недоработки и перегрузки системы приводят к потерям. Так, например, по некоторым данным каждый вложенный рубль в строительство дорог в России приносит три рубля российской экономике, так как там, где строятся дороги, люди быстрее добираются на работу, там появляется инфраструктура, развивается регион, платятся налоги.
Медиация – не панацея для всех конфликтов, но ее развитие также может способствовать экономическому развитию страны, устранению сбоев, простоев в работе людей, проблем, блокирующих экономический рост. Это развитие мы можем увидеть на китайском примере.
Судебная медиация в Китае, как развивалась?
В Китае существует четыре типа медиации: 1) народная медиация, 2) административная медиация, 3) судебная медиация, 4) институциональная медиация (на базе союзов, арбитражных учреждений, торговых палат).
Судебная медиация считается в Китае главным ее направлением. Судьи проходят обучение медиации и прежде, чем принять решение по делу, именно судьи делают попытки примирить стороны.
В 2022 году китайские суды разрешили 16 113 798 гражданских дел по первой инстанции. 22% дел, а именно 3 547 192 дела были урегулированы путем медиации. Решения по делам были вынесены в 47% дел, остальные дела завершились по иным основанием (например, отказом от иска, прекращением дела). В гражданские дела входят и коммерческие дела, и морские дела.
В 2022 году в суды поступило 3 434 морских дела, из них 22 % завершились путем медиации.
Судебная медиация прошла в Китае сложный путь. С 1960 г. по 1990 г. медиация была приоритетным способом урегулирования споров. С 1990 г. по 2012 г. суды продолжали активно продвигать медиацию, хотя и оставляя за участниками право от нее отказаться. Однако, желание показать успехи каждого отдельного суда в медиации привело к тому, что от судей стали требовать хорошей статистики по количеству дел, урегулированных путем медиации. Цифры приходилось создавать намеренно, людей активно и часто не совсем добровольно вовлекали в процесс медиации, что приводило к ущемлению прав одной из сторон и к отказу от добровольного исполнения соглашения. С 2012 г. этот подход пересмотрели и количество медиаций стало снижаться, упало с 40% до 22% от общего количества дел.
Кроме того, в Китае также поняли, что от чисто китайской специфики, когда судья одновременно выступает медиатором, необходимо постепенно отказываться. Стороны не могли довериться судье в полной мере, поэтому было принято решение разделить судебные функции и функции медиатора и создавать институты, где медиаторы будут заниматься только процессом примирения и урегулирования споров.
Сотрудничество судов и центров медиации
В 2016 году в Китае созданы Центр банковской медиации, Центр медиации по спорам об интеллектуальной собственности в Шэньчжэне. К центрам медиации также относят Китайский международный коммерческий суд, начавший свою работу в 2018 году.
Кроме того, в 2022 году в Китае поддерживается работа 270 арбитражных учреждений, которые оказывают услуги по медиации. 80% коммерческих споров рассматриваются лишь в семи арбитражных учреждениях, среди которых Китайская международная и экономическая комиссия, Китайская морская арбитражная комиссия.
В 2022 году проведено 415 889 арбитражных дел, из них 93 162 дела завершились мировым соглашением (35%).
Для того, чтобы отойти от китайской традиции соединения судьи (арбитра) и медиатора в одном лице лидеры из числа арбитражных учреждений учредили отдельные центры медиации при своих организациях и установили правила медиации. В других арбитражных учреждениях, хотя и не создаются отдельные подразделения по медиации, но работают отдельные команды медиаторов.
Суды стали передавать некоторые дела арбитражным учреждениям для их урегулирования путем медиации. Одним из примеров такой практики являются морские споры.
Медиация морских споров в Китае
В Китае существуют одновременно государственные (народные) морские суды и коммерческие арбитражные учреждения, которые рассматривают морские споры. Эти институты активно работают, так как в их задачу входит обеспечение Китаю статуса самой крупной морской державы, где главенствует верховенство закона.
В Китае понимают, что суды, судопроизводство и защита прав способствуют развитию экономики. Кроме того, Китай хотел бы составить конкуренцию (а может быть уже и по некоторым параметрам составляет) в оказании функции / услуг по разрешению споров Великобритании.
В Китае большое внимание уделяется медиации. Медиация присутствует на всех уровнях разрешения споров и внедряется во все возможные суды: народные, административные и уголовные. Конечно, медиация не обошла стороной и морские споры и морские суды.
5 ноября 2021 года Морская арбитражная комиссия Китая (далее - CMAC) и Шанхайский морской суд совместно опубликовали Белую книгу о медиации на 2011–2021 годы («Белая книга»). Белые книги в Китае – это руководства, обобщение практики, стратегии, которые не имеют обязательной юридической силы, но существенно влияют на политику и правоприменение.
В Белой книге систематически обобщаются случаи медиации, назначенные судом в целях развития судоходной промышленности за последние десять лет, и приведены десять типичных дел.
С 2011 по 2021 годы Шанхайский морской суд поручил штаб-квартире CMAC в Шанхае администрировать более 200 медиаций с участием 42 стран/регионов, причем с каждым годом количество дел, затрагивающих все более сложные вопросы, увеличивается. Общая сумма споров превысила 500 миллионов юаней. Уровень успеха медиаций CMAC составляет почти половину и достигает 62% за последние пять лет, что вдвое больше, чем за предыдущие пять лет. В частности, вероятность успеха споров, связанных с загрязнением морской среды, травмами на море и столкновениями судов, составляет более 85%.
Согласно Белой книге медиация, проводимая в сотрудничестве между народным морским судом и арбитражным учреждением, введена с 2011 года. Это инновационная процедура и в ее основании лежит четыре аспекта:
Во-первых, CMAC и Шанхайский морской суд совместно обновили правила проведения медиации и сформулировали «единый» механизм разрешения морских споров, связанных с иностранными государствами.
Во-вторых, обе стороны совместно выбрали команду медиаторов, состоящую из 186 опытных арбитров коллегии CMAC.
В-третьих, CMAC и Шанхайский морской суд учитывают характеристики отдельных дел, такие как иностранные факторы и профессиональные знания, и отбирают дела, подходящие для медиации, чтобы повысить эффективность разрешения споров.
В-четвертых, CMAC и Шанхайский морской суд совместно содействуют справедливому и эффективному арбитражу, включив медиацию в «универсальную» онлайн-платформу для разрешения споров и привлекая доверенных специалистов по управлению посредничеством в каждом конкретном случае.
В 2022 году в CMAC было принято в работу 190 дел, что показало увеличение на 123,5% по сравнению с прошлым годом. Треть дел поступила из других стран, в том числе из России. 51 одно дело было принято в медиацию.
В медиацию передаются споры, связанные с морской перевозкой и страхованием, покупкой, строительством, проектированием и ремонтом судов, с арендой судов, со столкновением, споры, связанные с трудовыми отношениями, возмещением ущерба и трудовыми операциями и другие.
Примеры типичных морских споров, разрешенных в Китае в порядке медиации по инициативе морского суда Шанхая
1. Истец и ответчик заключили договор морской перевозки грузов. Ответчик должен был перевезти груз истца из Шанхая в Гонконг, однако в результате мошеннических действий ответчик потерял контроль над грузом, и суд обязал ответчика выплатить компенсацию истцу в размере 9 900 000 долларов США. После этого сторонам было предложено урегулировать спор мирным путем и договориться о размере компенсации.
2. Второй типичный морской спор, передаваемый в медиацию, возник из столкновения судов. Участники столкновения подали встречные иски друг к другу о компенсации убытков пропорционально доле ответственности в аварии. В ходе медиации стороны договаривались о распределении аварийных взносов и убытков. Процесс медиации проходил более года.
3. В третьем случае на судне возник пожар и часть товара, находившегося на судне, была повреждена. Иск о возмещении убытков по этому случаю был передан в медиацию и успешно урегулирован.
4. В четвертом случае возник спор из-за неверного декларирования товара. Перевозчик предъявил иск к логистической компании о возмещении убытков, вызванных претензиями американской таможни и требованиями повторной доставки товара. Логистическая компания не имела опыта в таможенном оформлении товаров, имела финансовые сложности. Это было учтено в медиации и внесены коррективы в сроки оплаты убытков.
5. В результате столкновения и аварии на судне один из членов экипажа погиб, а четыре пропали без вести. В результате этого возникли споры о составе и размере компенсаций семьям потерпевших, о том, кто из участников столкновения обязан выплачивать компенсации. Для таких споров характерен чрезвычайно высокий уровень эмоций. Несмотря на это, медиатору удалось примирить стороны.
Таким образом, на примере Китая можно сделать следующие выводы:
1) Медиация активно развивается, если судьи проходят обучение медиации,
2) Медиации способствуют договоренности о передаче дел из судов в центры медиации, соглашения между судами и центрами медиации,
3) Направлять стороны в медиацию необходимо не только судьям, но и арбитрам при проведении коммерческого арбитража, и это имеет хороший эффект для сторон,
4) Медиации способствует создание специализированных центров медиации (отраслевых) и поддержка арбитражных учреждений, развитие коммерческого арбитража,
5) 25% морских споров, дошедших до суда, можно успешно урегулировать, 22% споров по иным гражданским делам также имеют хорошую перспективу для урегулирования,
6) Экономика страны не может развиваться без осознания необходимости стимулировать гармоничные отношения в бизнесе и в обществе, снижению конфликтной нагрузки на ее участников. Такими дорогами на пути к снижению конфликта может быть медиация и иные примирительные процедуры.